Главная » Статьи » Сервисное обслуживание ворот

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота
ремонт ворот Мариуполь

Художественная ковка

Художественная обработка металла занимает особое место в истории декоративного искусства. Металл можно плавить, заливать в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т.д. Это прекрасный материал для создания художественных изделий.

На Руси кузнечным делом начали заниматься в 6-4 вв. до н.э. В те времена это были грубо выполненные предметы. Позднее научились изготовлять мечи и серпы, топоры и ножи, кольчуги и шлемы, искусство изготовления которых поражает специалистов.

как древнейший способ обработки металлов - имела особый расцвет на Руси в 16, 17 и 18 веках. При Иване Грозном труд кузнецов был исключительно ручным, но, тем не менее, русские мастера поставляли в войска кованые пушки. Постепенно производство их совершенствовалось. В 18 в. при Петре 1, было создано много оружейных заводов, где широкое применение получили ковочные рычажные молоты с водяным приводом.

В 1800 году кузнец тульского оружейного завода Пастухов первым применил штамповку. К середине 19 в. появились паровые молоты, на смену которым в наше время пришли гидравлические машины (прессы).

Потребность в кузнечных изделиях всегда была велика, потому и служителей данного ремесла было немало. Известен тот факт, что фамилия Кузнецов до сих пор является самой распространенной русской фамилией.

Наибольших успехов художественная достигла в России в 17 - 20 вв. Своеобразие русских национальных традиций неразрывно связано с историей государства, требованием господствовавших в различные периоды архитектурных стилей, мастерством русских архитекторов и скульпторов, кузнецов и литейщиков.

Каждое композиционное новшество требовало совершенствования технологии, потому удобнее всего рассматривать отдельные периоды развития искусства ковки вместе с определенными разделами технологии.

Наиболее древние кованые изделия знали все те же приемы обработки, что и современные кованые изделия. По 17в. хранящаяся в ГИ, представляет собой раскованный металл с применением сечки. Такие же изделия можно найти во все последующие эпохи.

Первоначально главным объектом труда кузнеца считались рядовые бытовые предметы. Особый интерес представляют собой кованые светцы. Светец - это металлический стержень, имевший в верхнем конце расщепление, в который вставлялись длинные лучины. Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально, к его нижнему концу прикреплялся тяжелый обруч. Во избежание пожара светец ставился в ведро с водой. Это простое изделие, не занимавшее много времени на изготовление, давало возможность для композиционных экспериментов и технологических проб. Не удивительно, что все новое в технологии русской ковки для архитектуры бралось из результатов опытов изготовления элементарных бытовых изделий.

Постепенно кузнецы начали украшать свои изделия различными узорами и завитками. Со временем вместо стержня бралась железная полоса, ее края надрубались и закручивались в тонкие валюты, верхний конец также разрубался и таким образом создавались неповторимые композиции.

В последствии все наработанные приемы замечательным образом перекочевали в архитектурные работы. Сначала это были решетки в небольших нишах, потом такие же элементы перешли в крупные проемы и пространства.

Основной рост уровня художественных кузнечных работ наблюдался в 17 в. когда Москва из деревянной постепенно становилась каменной. Кузнечное мастерство проникало не только в церковную, но и светскую архитектуру. Часто решетки 17в. имели один модуль, который многократно повторялся. Отдельные элементы скреплялись либо кузнечной сваркой, либо кузнечной клепкой.

18 в. внес много нового в изготовление металлических решеток. Применяются все доселе известные кузнечные способы обработки металла. Строгие по силуэтам элементы усложняются глубиной пространства. Могут появиться маски, звезды, цветы, солнце и др. Вырубленные из жести детали. Если решетки 17 в. составлялись из повторяющихся модулей и это наиболее соответствовало последнему периоду древнерусского каменного зодчества, то 18 век принес другой стиль - русское барокко. Он отмечается более круглым масштабом декора, на общий ритм архитектуры как бы накладываются крупные гирлянды или ветви. Такова же и лепнина здания. будто бы рвалась в усложненное рельефное решение. К тому же Россия обзавелась большим количеством оружейных заводов, где налаживалось литейное производство, тесно связанное с рельефным искусством. Не удивительно, что успешное освоение чугунного литья стимулировало активное производство чугунной скульптуры и архитектурных деталей декора. Появляются уникальные чугунные решетки. Модели к таким решеткам создавались великими русскими архитекторами. Прекрасный пример тому - в Москве Чугунные ворота в Толмачевском переулке.

Имелись ограды конца 18 в. где сочетались кованые элементы с литыми. 19 век можно считать веком гармонии. Под влиянием стиля "классицизм" создавались целые пространственные композиции из металла на балконах, оградах особняков. Причем литых элементов могло быть очень немного, они уже выглядят как драгоценные вставки в кованой оправе. Гениальные русские архитекторы Бове, Жилярди, Казаков и Баженов создали проекты невероятно изящных композиций, которые были исполнены мастерами высочайшего класса.

Целая программа прославления России решалась через вопросы градостроительства. Если в петровскую эпоху все строительство было перенесено в северную столицу, то в екатерининскую эпоху вновь строятся города России - Москва. Кострома, Нижний Новгород, Казань, строятся отдельные строения и целые улицы в городах по всей Российской империи. Такая же политика поддерживалась всеми последующими монархами. Вся разница заключалась в том, что одни предпочитали строить православные соборы, другие дворцы, третьи казармы и суды в итоге все эти великолепные сооружения остались своему народу и до сих пор являются лучшими жемчужинами русских городов.

Цивилизация вносит много нового для русского кузнеца. Он изготовляет замечательные фонари, лестничные перила.

Хочется отметить очень оживленный период в истории русской художественной ковки - это архитектура "модерна". Имена архитекторов - Щусев, Шехтель, Гипиус, Голецкий. Неповторимые силуэты зданий ставили новые задачи, К объектам ковки стали относиться козырьки подъездов, коньки крыш.

В советский период 1930-1960 гг. уступает почти все свои позиции художественному литью. Очень много архитектурно-пространственных композиций из металла украшают официальные государственные и общественные здания. Большая роль в период после 1960 года по прежнему отводится литью. Очень много горячей штамповки. В конце концов, профессия кузнеца начала медленно, но верно вымирать, даже в реставрационных кругах.

В 70-х годах 20 в. кованый металл вызвал неожиданный интерес у скульпторов, т.к. изделия из листового металла были дешевле литых. Металлическая основа для таких работ делалась из профильного металла. Примером такой композиции являются часы Центрального театра кукол, автором которой является как раз скульптор Шаховский.(1971г.). Скульптура создавалась с явным применением старинных мотивов ковки. Вводились целые композиции, которые вошли в понятие "графическая скульптура". Создаются новые решетки строгого геометрического стиля. В середине 80-х годов появляются первые опыты горячей обработки металлов.

Наши дни отмечены бурным всплеском работ художественной ковки. Идет возрождение реставрационных работ, создается много решеток на старинные дома в центре городов.

Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского

Обслуживаются сотрудники учреждений РАО. учителя школ, преподаватели ВУЗов, студенты последних курсов, аспиранты и докторанты очного обучения педагогических ВУЗов или ВУЗов, имеющих кафедры педагогики

Награды

Федеральное государственное научное учреждение «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского » Российской академии образования (ФГНУ НПБ им. К. Д. Ушинского РАО ) является крупнейшей отраслевой библиотекой России по педагогике и психологии. Она представляет собой крупнейший российский информационно-библиографический центр в области педагогики и образования, служит отраслевым научно-методическим центром для библиотек общеобразовательных учреждений, начального профессионального и дополнительного педагогического образования.

Пользователями библиотеки являются учителя, студенты, аспиранты и преподаватели педагогических институтов и университетов, ученые-педагоги, деятели народного образования. В библиотеке имеются читальные залы на 160 посадочных мест, персональный и межбиблиотечный абонементы, читальный зал электронных документов, интернет центр, читальный зал авторефератов диссертаций по педагогике и психологии.

Толмачевский переулок: туры и экскурсии

Для тех, кто будет в Москве и Санкт-Петербурге в новогодние каникулы, есть прекрасная возможность отправится на прогулки и спланировать свой отдых зар.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Толмачевский переулок в Москве - Большой и Малый - берет начало от Большой Ордынки, доходя до переулка Старомонетного. Среди многочисленных архитектурных сооружений «царствует» здесь монументальное здание, отведенное научной библиотеке им. Ушинского. По своему типу сооружение относится к усадебным постройкам. Вход на территорию начинается с кружевных чугунных ворот. Центральное здание, с парадным этажом и балконом-козырьком возведено в классическом стиле.

К примечательным сооружениям переулка, ставшего пешеходным в 2013 г. относятся палаты 17-18 вв. городские усадьбы, жилые дома.

Кованые ворота: страж дома и гордость хозяина

В незапамятные времена ворота имели сугубо прикладное назначение: впускали на огороженную со всех сторон территорию или преграждали этот путь. Запирали их на засовы и замки. Постепенно ворота выходили на первый план, становясь лицом усадьбы, и каждый хозяин стремился придать им оригинальность и выразительность. Став украшением улиц, ворота обрели еще одну функцию — эстетическую.

В те времена, когда цены на железо были очень высоки, ворота в основном украшались деревянной резьбой. Позднее деревянные врата стали укрепляться металлическими накладками (жиковины) и специальными запорами. Навешивались и ручки-кольца, чтобы стучать и открывать ворота. Массивное кольцо свисало обычно из пасти искусно выкованной звериной головы. Такие ручки-стукала и накладки, которые проходили по всей ширине створки ворот и дополнительно скрепляли доски, в дальнейшем широко использовались и на цельнометаллических дверях и воротах.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Кованая жиковина с ручкой-кольцом. Фото pinterest.com

В какой-то мере предшественниками ворот можно назвать порталы (от лат. porta — вход, ворота), известные еще со времен античности. С XI века в романской, готической и древнерусской архитектуре, в первую очередь церковной, распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещаются колонки, соединенные декоративными элементами в виде дуги.

Говоря о старинных воротах, нельзя не упомянуть и о триумфальных арках, ведущих свою родословную со времен Древнего Рима. Это архитектурное сооружение изначально было призвано прославлять победителя. Триумфальное шествие имело символическое значением: проход под воротами освящал победу. Позже триумфальные арки появились в Западной Европе, а затем и на Руси. В русских городах сходством с триумфальными арками нередко обладали главные ворота, соединенные с городской стеной.

В средневековой Европе, возводя дворцы и замки, архитекторы и художники создавали уникальные ограды с великолепными воротами и калитками. По этим изумительным по красоте и пропорциям памятникам архитектуры, сохранившимся до настоящего времени, можно проследить, как развивалось и совершенствовалось кузнечное искусство. Суровый и выразительный романский стиль сменялся стрельчато-угловатым готическим, который, в свою очередь, передал в ХV-ХVI веках эстафету нарядному и легкому стилю ренессанс.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Кованые ворота XVI века с чеканой вазой на створках, Венеция. Фото anticstore.co.uk

Помимо главных заказчиков произведений искусства, церкви и крупных феодалов, появились новые — купеческие гильдии и зажиточные горожане. Рождается бесконечное множество вариантов: ворота, отделяющие двор от улицы или площади, дворцовые врата, ворота парков, заводские, складские. Лучшие изделия кузнецов украшали затейливые узоры и изящные волюты (завитки, спирали).

На Руси рост художественной значимости кузнечных работ наблюдался в XVII веке, когда ее столица — Москва — постепенно становилась каменной.

Витиеватый орнамент украшал ворота времен барокко. В это время декор стал приобретать более округлые формы, на общий ритм архитектуры как бы накладывались крупные гирлянды и ветви, идеально сочетающиеся с лепниной здания. На воротах появились маски, звезды, цветы, солнце и другие детали, вырубленные из жести. К этому времени в России появилось множество оружейных заводов, где налаживалось литейное дело. Успешное освоение чугунного литья стимулировало активное производство архитектурных деталей из этого материала. Появились уникальные чугунные решетки и ворота. Модели к ним создавались великими русскими архитекторами. Пример тому чугунные ворота в Толмачевском переулке в Москве. В концу XVIII века можно увидеть образцы, где кованые элементы сочетались с литыми.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Чугунные ворота особняка Демидовых в Большом Толмачевском переулке в Москве

Ворота по-петербургски

Петербургские ворота — важнейший элемент убранства городских улиц. Вытесанные из дерева — впечатляют красотой пластического решения, тревожат недоступностью уголка, который скрывают. Металлические — создают галерею характеров: от чопорных и консервативных глухих ворот до нарядных и легкомысленных — прозрачных.

Практически с начала градостроительства промежутки между жилыми домами перекрывались оградами, через ворота которых и въезжали во дворы. Исключение составляли усадьбы высокопоставленных сановников. Их дома стояли обычно в глубине участка, а между домом и улицей располагался большой парадный двор, огороженный ажурной металлической оградой с воротами в виде миниатюрной триумфальной арки. Вспомним, например, Екатерининский дворец в Царском Селе, особняк Шереметевых на Фонтанке, дворец М.И. Воронцова на Садовой.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Ворота Екатерининского дворца в Царском Селе. Фото cobakapavlova

Во второй половине ХVIII века масштабы построек значительно увеличились, и возводимые соседями-домовладельцами здания стали смыкаться друг с другом, образуя столь характерный для архитектуры города «сплошной фасад». При таком характере застройки арочный проезд во двор становится неотъемлемой частью дома. Великолепным образцом барочного стиля может служить творение Растрелли — ворота Строгановского дворца на Невском, 17, которые почти без изменений сохранились до нашего времени.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Львы Растрелли на Невском. Фото Карла Булла

Пришедший на смену барокко классицизм, сохранив неизменной конструкцию деревянных ворот, до предела упростил их композицию. Классицистические ворота чаще всего имеют форму прямоугольника, ворота со скругленной верхней частью встречаются значительно реже. В период позднего классицизма — ампира — створки ворот общественных зданий стали украшать деталями, изображающими военное снаряжение древних римлян.

Металлические ворота появляются в арочных проездах питерских домов в конце 1830-х годов. В это время в русской архитектуре формируется новое стилистическое направление — эклектика (от греч. еklektikos — выбирающий). Если в период классицизма образцом для подражания была архитектура античности, то теперь круг исторических прототипов значительно расширился.

Во второй половине ХIХ века столица империи переживает строительный бум. Увеличивается спрос на металлические конструкции и декоративные изделия, выполненные из стали и чугуна. Начиная с 50-х годов ХIХ века значительная часть металлических ворот изготавливалась на механических заводах, сведения о которых можно почерпнуть из рекламных изданий тех лет. Наиболее крупные и известные из них — чугунолитейный и механический завод Сан-Галли и художественно-строительный слесарный завод Карла Винклера .

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Чугунные ворота сада Сан-Галли на Лиговском проспекте. Фото Кирилла Кравченко

Наиболее популярными у обывателей среднего класса были ворота с глухими полотнами, а также ритмические и модульные варианты. Глухие металлические ворота по композиции близки к филенчатым деревянным, лишь ажурная рама из меандра окаймляет створки. Ритмическая композиция ворот построена на повторении одного вертикального элемента. Обычно это было копье, реже — ромб, узкий прямоугольник, сильно вытянутая волюта или овал. Изготовленные по такой технологии ворота получались ажурными, кованый орнамент красиво читался на просвет. В композиции, построенной по модульному принципу, один и тот же элемент многократно повторялся как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях — створки ворот напоминали ковры с геометрическим орнаментом.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Кованые главные врата Зимнего дворца. Завод Сан-Галли, 1880-е. Фото tonkosti.ru

Ворота богатых особняков впечатляют и своими размерами, и причудливыми декоративными формами. Таковы врата Ново-Михайловского дворца, выходящие на Миллионную улицу, 19. Следуя традициям необарочного стиля, архитектор А.И. Штакеншнейдер использует такие характерные для барокко элементы, как кольца и волюты, сложные петли и стилизованные лилии. Калитки ворот имеют красивый арочный контур, что достигается за счет полуциркульной верхней части. В центр композиции помещена вписанная в овал монограмма великого князя Михаила Николаевича.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Необарочные врата Ново-Михайловского дворца

В конце 1890-х годов из Западной Европы в Россию приходит новое стилевое направление — арт-нуво или модерн. В это время весьма распространенными становятся растительные орнаменты. Они использовались и ранее, но только модерн привнес динамику в композиции такого плана. Цветущие верхушки металлических стеблей выводились за верхнюю обвязку створок. Создавалось впечатление естественного роста растения, преодоления им окружающей инертной среды.

Форма гриба, характерный для модерна «удар бича», по изгибу линии напоминающий энергичный росчерк пера — пластичность, динамика и гармония, сродни природной, — черты, характерные для воротных заполнений периода модерна. Цветочную композицию можно наблюдать на воротах доходного дома по улице Дивенской, 2.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Створка ворот в стиле модерн с ул. Дивинская, 2. Фото Elena_Bragina

Шло время, менялся город. К сожалению, многие уникальные ворота обветшали, а иные безвозвратно утрачены. Лишь немногим более десяти лет назад началось возрождение петербургского металлодекора.

Мир вашему дому!

Многие современные кузнечные фирмы изготавливают ограды, ворота, калитки и двери на весьма высоком уровне. В зависимости от целей и предпочтений счастливый обладатель частного особняка может выбрать любой вид ворот — от тяжелых глухих до тончайших ажурных. Возможен и комбинированный вариант: скажем, на глухие створки с двух сторон накладывается кованый рисунок, а венчает ворота прозрачный орнамент. Мастера кузнечного искусства могут включить в композицию ворот вензель с инициалами, стилизованный герб, вазу с цветами или фруктами, выкованную из железа или меди, дубовую ветвь и даже портрет хозяина или фигурку его домашнего любимца.

В принципе основой для ворот может служить и дерево, но в последнее время отдается предпочтение цельнометаллическим конструкциям: они значительно крепче и устойчивее к атмосферным воздействиям. Вариантов много — можно выбрать или заказать по своему вкусу.

Установка ворот — очень ответственная и трудоемкая операция. Каждая створка имеет довольно значительный вес, и чтобы в процессе эксплуатации столбы не раскачивались, их необходимо устанавливать в широкие ямы глубиной около метра и заливать бетоном. По возможности столбы сверху связывают между собой металлической аркой и укрепляют по бокам.

Если для установки ворот делаются кирпичные или каменные столбы, их необходимо армировать изнутри металлической трубой и связывать с оградой. Подставы для петель ворот должны также жестко связываться с внутренней металлической трубой и заделываться в кирпичной или каменной кладке.

Красивые ворота порой говорят о престиже хозяина больше, нежели его новый автомобиль.

Толмачевский переулок чугунные решетка и ворота

Источники: www.kovkakoval.ru, gruzdoff.ru, www.excursant.ru, ostmetal.info

ремонт ворот Мариуполь
Категория: Сервисное обслуживание ворот | Добавил: vorota-servis-mariupol (11.02.2016)
Просмотров: 569 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: