Главная » Статьи » Сервис автоматики и механизмов

Ворота шлюза для прохода судов 5 букв
ремонт ворот Мариуполь

Прохождение шлюза на маломерном судне

Как проходить шлюзы на маломерном судне? Какие требования предъявляются к судну, к экипажу? Какие нужны для этого документы, каким подчиняться сигналам? — Эти и многие другие вопросы интересуют любителей водно-моторного туризма и дальних спортивных плаваний, особенно на реках Европейской части страны, где почти все они перегорожены плотинами.

Закрывающиеся ворота шлюза

Как известно, шлюз — это гидротехническое сооружение, предназначенное для подъема и спуска судов на величину перепада уровней воды. Но, к сожалению, строители и проектировщики в свое время не учли, что через шлюзы пойдут не только баржи и «Метеоры», но и небольшие моторные лодки. Среди ста пройденных мною на моторке шлюзов попался только один — Перервинский на Москва-реке, специально построенный для небольших катеров в стороне от большой камеры. В подавляющем же большинстве мотолодкам приходится шлюзоваться вместе с большими судами в общей камере.

С интенсивным развитием водного туризма и спортивных плаваний участились и несчастные случаи при шлюзовании. И чаще всего — от незнания правил. Порой видишь, как новичок мечется в камере, не зная, что ему делать. Громада бетонной коробки действует подавляюще, а тут еще диспетчер что-то кричит по радио, а что — трудно разобрать из-за резонанса. Вот почему диспетчерские службы весьма неохотно шлюзуют маломерные суда.

Шлюз — это объект повышенной опасности, и только дисциплина — строгое соблюдение всех правил гарантирует успешное его прохождение.

Прежде чем сесть за руль, а тем более — отважиться шлюзоваться, вы должны получить удостоверение на право управления маломерным судном. Ваш катер должен пройти технический осмотр, нужно иметь все документы и необходимое снабжение. В удостоверении на годность к плаванию, судовом билете или судовом свидетельстве должна быть запись, разрешающая плавание в районе, где расположен данный шлюз. Без соблюдения этих формальностей диспетчер вправе не допустить мотолодку к прохождению шлюза.

Итак, вы подходите к шлюзу снизу вверх по реке. Учтите, что лодкам и катерам шлюзоваться разрешается только в светлое время суток если вы чувствуете, что через 2—3 часа будет темно, не спешите в подводной канал п не пытайтесь получить разрешение на проход шлюза. Вы убьете массу времени и, не получив разрешения, в темноте будете вынуждены искать место для ночлега. Спать в лодке вблизи шлюза опасно — всю ночь здесь будут проходить суда, буксиры таскать плоты, уровень воды будет постоянно изменяться. Лучше засветло найти удобную бухточку в 4—5 км ниже плотины и, расчалив лодку, спокойно ждать утра.

Желательно, чтобы в лодке при шлюзовании было два человека лишних высадите вблизи шлюза на берег, пусть они прогуляются пешком — времени будет достаточно. При подходе к шлюзу с правой стороны вы увидите бетонную причальную стенку для швартовки судов, ожидающих шлюзования. К ней не становитесь — это причал для больших судов лучше встать у берега в более безопасном и удобном месте. На упомянутом бетонном причале есть телефон прямой связи с диспетчером если найти его не можете, спросите у персонала. Снимите трубку, представьтесь — куда и с какой целью идете — и просите разрешение пройти шлюз. У вас могут попросить документы — держите их при себе. Диспетчер скажет, с каким судном и когда вы можете зайти в шлюз. Как исключение, если камеру предстоит наполнить для пропуска судов, идущих сверху, лодку могут пустить в камеру одну.

Шлюзы на Влатве

Наконец, вы получили разрешение диспетчера шлюза и дождались подхода судна, с которым вам разрешили шлюзоваться. Но не спешите в открывшиеся ворота — первыми в камеру заходят большие суда. Находитесь на плаву в поле видимости диспетчера, чтобы он знал, что вы готовы. Дождитесь, пока судно ошвартуется окончательно и, если горит зеленый входной светофор, заходите в шлюз, становитесь на место, указанное диспетчером. (На бочку именно с тем номером, который вам указали, — диспетчер лучше знает безопасное место в камере).

Если вы услышали, как что-то объявляют по трансляции и не смогли разобрать, выключите двигатель и ждите повторения. Вас могут, например, попросить выйти из шлюза на время, если на подходе есть еще большие суда и диспетчер намерен их ждать.

Не становитесь под корму стоящего судна — на нем могут работать винты при наполнении камеры шлюза.

Не суетитесь и не спешите, становясь у бочки. На вас обязательно должны быть надеты спасательные жилеты или нагрудники. Вам придется сейчас работать стоя, рымы у бочек находятся очень высоко и стоит немалых трудов закинуть на них швартовные концы. Концы на рымах завязывать не надо — они должны быть пропущены «серьгой».

Свободные концы к лодке не привязывайте, держите их в руках. За борт спустите кранцы: при наполнении вода в камере неспокойна и лодку будет бить о бетонную стенку. Стоять и сидеть на борту во время шлюзования не разрешается. Потерпите. Самое трудное — попасть в шлюз, а это у вас уже позади. Ожидание подходящего судна длится порой 3—4 часа, а само шлюзование занимает 15—20 минут.

На большинстве же наших шлюзов становиться на лодках к бочке не разрешается, и нужно швартоваться к борту уже стоящего в шлюзе судна. Надежно расчалив лодку, экипаж должен покинуть ее и все время наполнения камеры находиться на борту судна: такое требование продиктовано соображениями безопасности.

Позаботьтесь, чтобы стекло вашей лодки не разбило о привальный брус судна.

Будьте внимательны. Судно может сорвать со швартовых, особенно если оно не самоходное, и навалить на противоположную стенку шлюза. Так случилось с нами в 1970 г. когда лопнули швартовы и три бетонных плавучих причала навалило на стенку камеры. Только чудом удалось вытолкнуть лодку в безопасное место. Вот почему нежелательно, если даже вам разрешили, становиться на бочку под борт несамоходного судна. Не рекомендуется также проходить близко к верхним воротам, где при наполнении камеры самое неспокойное место.

Но вот камера заполнена, и в ней стало спокойно. Можно сесть в лодку и приготовиться отдать швартовы. Подготовьте двигатель 1. Если суда стоят в один ряд у стенки и есть достаточно места, лучше уходить из камеры первыми, но обязательно дождитесь зеленого огня выходного светофора. Пока не открылись ворота, можно пройти в верхний конец камеры. Если нет возможности уйти из камеры первыми, старайтесь не попасть в кильватерную струю работающих винтов — лодку может сильно ударить о бетонную стенку. Если шлюзуются крылатые суда, постарайтесь выйти раньше них они обычно выходят на большой скорости и при старте создают опасную волну.

При выходе из шлюза будьте внимательны! Здесь много судов.

Если вы намерены продолжить путь дальше, посмотрите на погоду, ведь ваш дальнейший путь идет по водохранилищу. Небольшой ветер создаст только рябь в узком русле реки при подходе к шлюзу, а на открытом водохранилище может быть уже приличная волна. А если ветер 5—6 баллов? Взвесьте возможности — свои и своей техники. (Кстати, можно узнать сводку погоды у диспетчера шлюза.)

Несколько советов на тот случай, если вы подходите к шлюзу сверху.

На рейде зачастую можно видеть плоты, которые готовят к шлюзованию. Правая камера шлюза, как правило, плотогонная, но не советую заходить в шлюз вместе с плотом! Мне но неопытности удалось раз упросить плотогонов прошлюзоваться с плотом мы вытащили лодку на плот, а когда буксир потащил его в камер), мое суденышко чуть не раздавило бревнами. После этого случая я равнодушно провожаю взглядом уходящие в камеру плоты.

Опускаться значительно проще и безопаснее.

Если вам разрешили стать к бочке, то становитесь сейчас уже ближе к верхним воротам: тут спокойнее. Концы не завязывайте — бочка может «зависнуть», и лодка повиснет вместе с ней.

Примечания

1. Из некоторых шлюзов разрешается выходить только на веслах.

Корабли проходящие Панамский канал сопровождают «мулы»

Кто-то называет его скоростной водной трассой, кто-то восьмым чудом света, кто-то мостом между востоком и западом. Еще его называют артерией, невероятным мегасооружением, бутылочным горлышком, памятником упорству и героизму, а так же водным коридором. Он считается одной из самых великих и сложных построек за всю историю существования человечества, и называется не иначе как Панамский канал.

Шлюзы работают по следующему принципу: ворота открываются, и корабль, буксируемый тяжелым локомотивом, входит в первый шлюз. После этого ворота закрываются, а шлюз наполняется или опорожняется (в зависимости от назначения данного шлюза) через клапаны.

Когда уровень в одном шлюзе равен следующему шлюзовые ворота открываются и судно продолжает буксировку. Панамский канал cам генерирует энергию, под воздействием которой открываются или закрываются ворота и заполняются шлюзы.

На фотографии К проходу по Панамскому каналу допускаются корабли не шире 32,3 метров

Когда корабль идёт по каналу, его с двух разных сторон сопровождают несколько мини поездов (локомоторы), получившие прозвище среди моряков мулы. Они помогают судну держаться в центре шлюза и не касаться стенок.

Правила пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей РФ

Раздел 2. Организация и пропуска судов и составов через шлюзы и шлюзованные участки рек

Правило 4. Руководство и организация пропуска через шлюзы

Раздел 3. УСЛОВИЯ ПРОПУСКА НЕГАБАРИТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СУДОВ И СОСТАВОВ ВРЕМЕННЫЙ ВЫВОД ШЛЮЗОВ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Правило 8. Разовые пропуски судов

Правило 1. Применение

1. Правила пропуска судов и составов (далее - суда) через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации (далее - Правила) определяют организацию и технологию безопасного пропуска флота через судоходные шлюзы, находящиеся в ведении организаций Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Специфические условия пропуска флота через судоходные шлюзы отдельных бассейнов и каналов отражаются Бассейновыми органами государственного управления на водном транспорте (далее - БОГУ) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Канал имени Москвы" (далее - ФГУП "КиМ") на навигационных картах, в лоцманских описаниях и в путевой информации.

3. Пропуск через шлюзы маломерных судов регламентируется местными схемами, составляемыми БОГУ и ФГУП "КиМ" по согласованию с филиалами Государственной речной судоходной инспекции (далее - ГРСИ) и Государственной инспекцией по маломерным судам.

Правило 2. Термины и определения

4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

4.1. Шлюзованный участок реки - участок реки с системой гидроузлов с судоходными шлюзами, расположенными таким образом, чтобы подпор нижележащего гидроузла распространялся до вышележащего, обеспечивая в нижнем бьефе последнего гарантированную глубину.

4.2. Судоходный канал - водный путь, соединяющий два смежных бассейна и, как правило, состоящий из системы гидроузлов с судоходными шлюзами, искусственных участков канала, естественных водотоков (рек) и водохранилищ.

4.3. Диспетчер района гидросооружений и судоходства (далее - РГСиС) - специалист, осуществляющий руководство пропуском флота в границах шлюзованного участка реки (канала), которому оперативно подчинены диспетчеры (начальники вахт) шлюзов.

4.4. Двухниточный (многониточный) шлюз - шлюз с двумя (несколькими) камерами, расположенными параллельно друг другу.

4.5. Многоступенчатый шлюз - шлюз с последовательным расположением камер на различном уровне и общими промежуточными головами.

4.6. Границы отдельного шлюза - створы дальних светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающие участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками. При отсутствии причальных стенок и дальних светофоров границы отдельного шлюза определяются обозначенными на навигационных картах и на местности стоповыми знаками в нижнем и верхнем бьефах. Со стороны коротких межшлюзовых бьефов (длиной до 1 км) граница проходит в середине бьефа.

4.7. Внешняя граница головного шлюза шлюзованного участка реки (канала) - то же, что и граница отдельного шлюза, проходящая с внешней стороны по отношению к шлюзованному участку реки (каналу).

4.8. Подходные каналы к шлюзам - судоходные каналы, предназначенные для подхода судов и составов к границам шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов. Границы подходных каналов указываются на навигационных картах.

4.9. Дальний светофор - светофор, регулирующий подход судов к причальной стенке шлюза, а при отсутствии последней - к шлюзу. При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее дальнем от шлюза конце при отсутствии причальной стенки - на берегу подходного канала.

4.10. Промежуточный светофор - светофор, при двустороннем шлюзовании обозначающий ближнюю к шлюзу границу места стоянки ожидающих шлюзования судов и регулирующий совместно с входным светофором вход судов в камеру шлюза, а при одностороннем шлюзовании разрешающий или запрещающий прохождение судов до створа стопового знака на причальной стенке.

4.11. Входной и выходной светофоры - светофоры, регулирующие соответственно вход в камеру и выход из камеры шлюза.

4.12. Стоповый знак - электрический сигнал красного цвета и (или) изображение на щите полосы красного цвета для обозначения границ полезной длины камеры шлюза и границ зоны швартовки судов у причальной стенки или их стоянки в подходном канале.

4.13. Полезная длина камеры шлюза - часть длины камеры, ограниченная стоповыми знаками, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании.

4.14. Шлюзование - комплекс технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа, связанных с работой механизмов шлюза (маневрированием воротами и затворами) и с наполнением или опорожнением камеры. В многоступенчатых шлюзах в процесс шлюзования дополнительно входят операции по переходу судов из камеры в камеру.

4.15. Судопропуск - комплекс всех организационно - технологических операций по проходу судов через шлюз, включающий движение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть сразу же начат следующий судопропуск в том же (односторонний судопропуск) или во встречном (двусторонний судопропуск) направлении.

4.16. Односторонний судопропуск - судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых в одном направлении.

4.17. Двусторонний судопропуск - судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых поочередно во встречных направлениях.

4.18. Встречное шлюзование - одновременное двустороннее шлюзование судов в многоступенчатых шлюзах со встречным их переходом из камеры в камеру через промежуточные головы.

4.19. Диспетчер (начальник вахты) шлюза - специалист, осуществляющий руководство пропуском судов в границах шлюза и управляющий работой механизмов шлюза, которому оперативно подчинен весь вахтенный персонал шлюза.

4.20. Вахтенный начальник судна (вахтенный помощник капитана) - должностное лицо, управляющее судном, которому оперативно подчинен весь личный состав, находящийся на вахте.

4.21. Маломерное судно - судно, длина корпуса которого менее 15 м.

4.22. Скоростное судно - любое судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

Правило 3. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов

5. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы относительно глубины на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее указанных ниже.

По глубине на порогах - в соответствии с данными таблицы.

Шлюз для прохода судов под мостами

Союз Советснии

Социавистичесник

Ресоубпин

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву .— (22) Заявлено 01.08.77 (21) 2514338/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

Е 02 С 1/02

Гасударственные кемитет

СССР

Опубликовано 30.12.81. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 30.12.81 (53) УДК 626.46 (088.8) II0 делам иэввретеиий и аткрмтий (72) Автор изобретения

Ю. А. Быков

Бйь.ч ц От-. (71) Заявитель (54) ШЛЮЗ ДЛЯ ПРОХОДА СУДОВ ПОД МОСТАМИ

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к шлюзам для прохода судов под мостами.

Известен шлюз для прохода судов под мостами, содержащий впускные и выпускные ворота, шлюзовую камеру, связанный со шлюзовой камерой посредством тоннеля резервуар, компрессор, соединенный с резервуаром, и управляемый атмосферный клапан, установленный в верхней части резервуара (1).

Однако такой шлюз требует значительного времени для прохода судов под мостами и больших энергозатрат.

Цель изобретения — сокращение времени прохода судов под мостами и снижение энергозатрат при работе шлюза.

Поставленная цель достигается тем, что резервуар шлюза выполнен объемным, равным объему шлюзовой камеры между верхним и нижним уровнями шлюзования судов, верхняя стенка резервуара расположена в одной горизонтальной плоскости с верхним уровнем шлюзования, а площади горизонтальных сечений шлюзовой камеры и резервуара и поперечного сечения тоннеля равны между собой.

На фиг. 1 изображен предлагаемый шлюз, в плане на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Шлюз, расположенный под мостом 1, содержит шлюзовую камеру 2, резервуар 3, имеющий выход в атмосферу, снабженный управляемым клапаном 4, подсоединенный к управляющему механизму 5. К резервуару подсоединен компрессор 6. Шлюзовая камера соединена с резервуаром посредством тоннеля 7 и снабжена воротами 8 для впуска и выпуска судна 9. Поперечное сечение тоннеля 7 равно площади шлюзовой камеры 2.

Шлюз работает следующим образом.

Перед впуском судна в шлюзовую камеру 2 включают компрессор 6, который нагнетает воздух в резервуар 3 до того момента, пока нижний уровень воды в резервуаре 3 не станет равным определенному исходному уровню. При этом управляемый клапан 4 закрыт. После этого ворота 8 открывают и в шлюзовую камеру 2 вводят судно 9, а ворота 8 закрывают. Таким образом исключается доступ воды из реки

20 в шлюзовую камеру 2. После этого с помощью управляющего механизма 5 открывается управляемый клапан 4, в результате чего давление в резервуаре 3 резко падает, 894053 а уровень воды в нем быстро поднимается.

Уровень воды в шлюзовой камере тоже поднимается. Поскольку тоннель 7 выполнен так, что площадь его сечения равна площади шлюзовой камеры 2, то скорость понижения уровня велика и достигает максимума в тот момент, когда уровень воды в шлюзовой камере 2 станет равным уровню воды в резервуаре 3. После этого скорость понижения воды в шлюзовой камере 2 плавно уменьшается (по синусоидальному закону) и, наконец, станет равной нулю. В этот момент уровень воды в резервуаре 3 достигает уровня расположения верхней стенки резервуара. С помощью управляющего механизма 5 управляемый клапан 4 закрывают, и резервуар 3 оказывается герметически закрытым, а достигнутый нижний уровень воды в шлюзовой камере 2 сохраняется под действием атмосферного давления. Судно проходит под мостом 1, и после этого открывается управляемый клапан 4. Под действием потенциальной энергии воды, находящейся в резервуаре 3, вместе с уровнем воды в шлюзовой камере судно поднимается.

Скорость подъема судна повышается, а затем плавно снижается до нуля. В этот момент времени закрывают управляемый клапан 4, и судно останавливается на достигнутом верхнем уровне. Затем ворота 8 открываются, и судно выпускается по другую сторону моста.

При использовании предлагаемого шлюза значительно сокращается время на шлюзо зование судов. Это достигается тем, что используется свойство жидкости (воды) быстро перемещаться из одного сообщающегося сосуда в другой, если эти сосуды соединяются каналом, имеющим большую площадь сечения. При этом потенциальная энергия воды в шлюзовой камере переходит сначала в кинетическую энергию, а затем снова — в потенциальную, путем накопления воды в резервуаре. При подъеме судна происходит обратный процесс.

Другим положительным свойством шлюза является то, что затраты дополнительной энергии (например электрической) при шлюзовании значительно сокращаются, так как нет необходимости каждый раз при шлюзовании выкачивать воду из шлюзовой камеры.

Требуется только восполнять потери энергии, связанные в трением воды о стенки тоннеля, шлюза и резервуара. Эти потери незначительны, и поэтому предлагаемое устройство значительно экономичнее при эксплуатации, чем ранее известные.

Формула изобретения

Шлюз для прохода судов под мостами, содержащий впускные и выпускные ворота, шлюзовую камеру, связанный со шлюзовой камерой посредством тоннеля резервуар, компрессор, соединенный с резервуаром, и управляемый атмосферный клапан, установленный в верхней части резервуара, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени прохода судов под мостами и снижения энергозатрат, резервуар шлюза выполнен объемом, равным объему шлюзовой камеры между верхним и нижним уровнями шлюзования судов, верхняя стенка резервуара расположена в одной горизонтальной плоскости с верхним уровнем шлюзования, а площади горизонтальных сечений шлюзовой камеры и резервуара и поперечного сечения тоннеля равны между собой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Источники: www.barque.ru, www.odyssey-ltd.ru, www.mys.ru, www.findpatent.ru

ремонт ворот Мариуполь
Категория: Сервис автоматики и механизмов | Добавил: vorota-servis-mariupol (11.02.2016)
Просмотров: 643 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: