Главная » Статьи » Сервис автоматики и механизмов

Ворота дома эстетические требования гост
ремонт ворот Мариуполь

Эргономические и эстетические требования к обеспечению комфортных условий труда

Неотъемлемой частью проектирования производственного оборудования и организации производственной среды является соблюдение требований эргономики и технической эстетики.

Эргономика - научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовом процессе с целью создания для человека оптимальных условий труда. Название происходит от двух греческих слов: Ergon - труд, Nomos - работа.

Об эргономике как о науке стали впервые говорить в Англии в 1949 г. когда группа ученых (физиологов и инженеров) создала Эргономическое исследовательское общество для изучения деятельности человека в условиях производства. Своими корнями эргономика уходит в целый ряд наук и научных дисциплин, которые сформировались раньше: промышленная санитария, гигиена и физиология труда, психология труда, социология, антропология и другие.

Современная эргономика обладает комплексными методами исследований, богатым математическим аппаратом, компьютерным обеспечением, позволяющими рационализировать труд человека в условиях производства. Эргономическое обеспечение стало обязательным на уровне государственных стандартов и норм, на всех этапах создания и модификации промышленного оборудования.

Теоретическим и прикладным основам эргономики, содержанию и характеристикам трудовой деятельности человека посвящено большое количество работ.

Требования эргономики к организации и проектированию трудовых процессов подразделяются на экономические, психофизиологические, психологические, гигиенические, эстетические, социальные.

К экономическим требованиям относятся: повышение технической вооруженности труда наиболее полное использование оборудования и организация рабочего места выбор оптимальной технологии, устранение лишних затрат рабочего времени строгая регламентация темпа и ритма работы.

К психофизиологическим - установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека и особенностей рассматриваемого технологического процесса введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физических нагрузок профессиональный отбор.

К психологическим - установление соответствия закрепленных и формируемых навыков и возможностей восприятия, памяти и мышления.

К антропометрическим и биомеханическим - установление соответствия орудий труда размерам, форме и массе тела человека, силе и направлению движений.

К гигиеническим - обеспечение оптимальных метеорологических условий, оптимального физико-химического состава воздушной среды, освещенности, уровней шума и вибраций в пределах требований ГОСТов, ССБТ и т.д.

К эстетическим - определение соответствия эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды.

К социальным - повышение профессиональной подготовки, содержательности труда, творческой активности трудящихся, совершенствование кооперации труда, повышение эффективности управления производственными процессами и др.

На практике, при проектировании и модернизации промышленного оборудования, приспособлений, конвейеров, средств механизации и автоматизации, при установке оборудования, когда определяются размеры свободного пространства, проходов, проездов, настилов, лестниц, рабочей мебели и во многих других реальных ситуациях, требующих учета функциональных способностей и возможностей человека-оператора, на помощь специалистам приходят требования и рекомендации, содержащиеся в государственных стандартах ССБТ, СЧМ, отраслевых стандартах охраны труда, отраслевых методических разработках прикладного эргономического характера - руководящих материалах (РМ), базах компьютерных данных и т.д.

Не имея возможности привести все эргономические требования, имеющие отношение к обеспечению безопасности труда в машиностроении, остановимся лишь на основных.

Решение эргономических вопросов при определении общих размеров зон обслуживания и наладки производственного оборудования, определении размеров опасных зон, требует обращения к стандартам:
  1. ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования
  2. ГОСТ 12.2.033-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования
  3. ГОСТ 12.2.049-80 ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования (при выполнении работ сидя - стоя).

При проектировании технологических процессов необходимо обращение к стандарту системы СЧМ ГОСТ 22269-76, который регламентирует требования к взаимному расположению пульта управления, средств отображения информации, органов управления, рабочего сидения, вспомогательного и основного оборудования, организационно-технических средств. Соблюдение указанных требований обеспечивает удобную рабочую позу человека, необходимое пространство для его размещения, возможность обзора рабочего места и производства за его пределами, возможность размещения документации и (при необходимости) ведения записей.

При выборе, проектировании или анализе органов управления станками и другим оборудованием - выключателей и переключателей поворотных, клавишных и кнопочных, тумблеров, рычагов, маховиков, педалей - следует обращаться к стандартам СЧМ: ГОСТ 22613-77, ГОСТ 22614-77 ГОСТ 22615-77, ГОСТ 21752-76, ГОСТ 21753-76.

При проектировании или установке промышленного робота (ПР), роботизированного комплекса (РТК) или гибкой производственной системы (ГПС) необходимые эргономические требования следует соблюдать согласно ГОСТ 12.2.072-82* ССБТ Роботы промышленные, роботизированные технологические комплексы и участки. Общие требования безопасности.

Эргономические требования к визуальным средствам отображения информации: индикаторам, табло, мнемосхемам содержатся в стандартах СЧМ: ГОСТ 21829-76, ГОСТ 21786-76, ГОСТ 22902-78.

При организации ручных погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов вручную следует руководствоваться требованиями ГОСТ 12.3.009-76* ССБТ Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности и ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ Процессы перемещения грузов на предприятиях, а при использовании в качестве вспомогательного оборудования различных транспортеров - ГОСТ 12.2.022-80* ССБТ Конвейеры. Общие требования безопасности.

Ворота дома эстетические требования гост

Эстетические требования

Эстетические требования направлены на полноту выявления эстетической функции одежды. Ее важность определяется тем, что эстетические свойства являются определяющими для одежды и весьма значимыми для других групп товаров

Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.

Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.

Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.

Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.

Для моды как универсального явления характерны определенные черты. Их содержание учитывает ряд особенностей:

· престижность. т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием

· канон (эталон) красоты. т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку

· универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.

· плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей

· обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется Мода». Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.

Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:

o особо (принципиально) модные

o модные (улучшенные или модифицированные)

o морально устаревшие (неизменные).

Соотношение между этими группами (в процентах): 16. 68. 16. Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.

Мода как сложное и очень важное в практике торговли явление зависит от многих факторов. Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:

· мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь

· развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.

Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение —распространение моды.

Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5—7 лет. Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство.

С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.

Особенности оценки качества швейных изделий

Страница

Эти требования учитываются с учетом взаимодействия элементов системы «человек — одежда — среда»- К ним относятся антропометрические, гигиенические и психофизиологические требования. Антропометрические требования — это соответствие одежды антропометрическим свойствам

Человека, приведенным в размероростовочных стандартах, т.е. одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека, обеспечивать благоприятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения движений, предотвращать утомление, быть удобной в эксплуатации (легко одеваться, застегиваться, сниматься).

Гигиенические требования заключаются в создании необходимого микроклимата пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав, паровоздухопроницаемость, токсичность.загрязняемость). Гигиенические условия определяются также параметрами одежды.обеспечивающими хорошее самочувствие и работоспособность человека (конструкция изделия.

применяемые материалы, структура налета и т.д.). Для выполнения гигиенических требований одежда должна выполнять следующие функции: защищать тело человека от воздействия внешних факторов — охлаждения, перегрева, атмосферных осадков, солнечной радиации, ветра, механических повреждений, вредных производственных факторов создавать условия для

жизнедеятельности человека — нормальное тепловое состояние организма, дыхания, кровообращения, выводить продукты обмена веществ (пары, углекислоты, соли), обеспечивать чистоту кожи и под одежного пространства, т.е. исключить проникновение грязи, пыли, микробов.

Психофизические требования одежды определяется следующими факторами: эстетичность, хорошая посадка на фигуре, комфортные условия, способствующие повышению работоспособности человека и улучшению его самочувствия.

Физиологические требования определяются обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом его силовых и скоростных возможностей. Эти требования определяются также массой одежды, ее жесткостью и трением между слоями одежды и кожей.

Одежда, удовлетворяющая гигиеническим и антропометрическим требованиям, одновременно удовлетворяет и физиологические потребности человека, т.е. психофизиологические требования обусловлены взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей. Эти требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам расположение карманов, застежек).

Удовлетворение психофизиологических требований особенно важно для детской, спортивной, специальной одежды.

Для изготовления одежды и выбора используются размерные характеристики века. Размерная характеристика является результатом антропологических исследований. Основной прием антропологического исследования — измерение тела человека и его частей (антропометрия). Это обхваты, продольные и поперечные измерения.

Обхваты выявляют параметры туловища, шеи, головы и конечностей в различных участках, необходимые для определения ширины изделия в соответствующих участках. Продольные измерения характеризуют ширину тех или иных участков тела и определяют ширину отдельных частей и деталей одежды.

Проводят также измерения не по поверхности тела, а расстояния между двумя точками тела в проекции на вертикальную (высоты) или горизонтальную (диаметра и глубины) плоскости. Эти измерения определяют внешнюю форму тела человека, зависящую от размеров мускулатуры и жировых отложений. Осанка обусловлена главным образом формой позвоночника. Различают основные типы осанки — сутулая, нормальная, перегибистая, которые определяются формой изгибов позвоночника, степенью выступания лопаток, развитием мускулатуры и жировых

отложений в области шеи. спины, ягодиц. При производстве одежды в качестве показателя осанки измеряют наклон плеч, определяющий форму фигуры (низкоплечая, нормальная, высокоплечая).

В качестве ведущих размерных признаков при производстве одежды (выборка, маркировка), отвечающей необходимым требованиям, приняты размер, рост, полнота фигуры (определяется величиной обхвата груди в сантиметрах). Стандартами принята следующая классификация типовых фигур по размерам:

мужчины: 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128 женщины: 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136.

Размер обхвата одежды определяется половиной величины обхвата груди типовой фигуры: 44-46-48-50-52, и т.д.

Рост — длина тела человека в сантиметрах. Классификация типовых структур по ростам в соответствии со стандартами:

мужчины: 158-164-170-176-182-188

женщины: 146-152-158-164-170-176.

Вышеприведенные признаки — обхват груди и рост, наиболее полно характеризуют форму тела человека, так как ориентированы в разных плоскостях.

Полнота — это основная характеристика, определяющая тип телосложения и возрастную изменчивость взрослого человека. Основные показатели полноты: обхват талии у мужчин и обхват бедер с учетом выступания живота у женщин.

На основании этого выделяют варианты фигур:

мужчины: 70-74-78-82-86-90-94-102-106-110-114-118-122-126-130

женщины: 88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136-140-144.

Определение размера проводится по обмерным данным, указанным согласно условиям контракта или требованиям нормативных документов, действующих в РФ.

Измерения проводят нескладной линейкой (для изделии из синтетических волокон допускается измерение мягким метром) с ценой деления 0,1 см.

Эстетические свойства одежды

Эстетические требования к одежде — это соответствие современным требованиям человека, выраженным в эстетических вкусах, сложившемся направлении в моде.

Эстетически эта оценка одежды выявляется при сопоставлении ее с идеалом, т.е. представлении человека о прекрасном. Это складывается под влиянием следующих факторов: уровня жизни, климатических, национальных, индивидуальных особенностей человека (возраст, образ жизни, работа, место жительства).

Понятие «прекрасное» — выражение эстетического отношения человека к действительности — означает не только форму, но и полезность, истинность, нравственность. Понятие «эстетическое» — это эмоциональное восприятие действительности. Эстетические свойства одежды характеризуют не только ее художественную сторону (красоту), но и основную функцию одежды (утилитарные свойства). Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие, которое одежда оказывает на человека, достигается благодаря геометрической форме, размеру, массе, цвету, свойствам материалов, а также свойствам, характеризующим внутреннее строение, содержание и назначение.

Форму одежды подразделяют условно на функциональную, конструктивную, эстетическую.

Функциональная форма одежды определяется назначением одежды. Конструкционная форма одежды характеризуется строением одежды, объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов.

Перейти на страницу номер:

Источники: ohrana-bgd.ru, studopedia.ru, www.refmanagement.ru

ремонт ворот Мариуполь
Категория: Сервис автоматики и механизмов | Добавил: vorota-servis-mariupol (13.02.2016)
Просмотров: 450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: