Главная » Статьи » Сервис автоматики и механизмов |
Эргономические и эстетические требования к обеспечению комфортных условий трудаНеотъемлемой частью проектирования производственного оборудования и организации производственной среды является соблюдение требований эргономики и технической эстетики. Эргономика - научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовом процессе с целью создания для человека оптимальных условий труда. Название происходит от двух греческих слов: Ergon - труд, Nomos - работа. Об эргономике как о науке стали впервые говорить в Англии в 1949 г. когда группа ученых (физиологов и инженеров) создала Эргономическое исследовательское общество для изучения деятельности человека в условиях производства. Своими корнями эргономика уходит в целый ряд наук и научных дисциплин, которые сформировались раньше: промышленная санитария, гигиена и физиология труда, психология труда, социология, антропология и другие. Современная эргономика обладает комплексными методами исследований, богатым математическим аппаратом, компьютерным обеспечением, позволяющими рационализировать труд человека в условиях производства. Эргономическое обеспечение стало обязательным на уровне государственных стандартов и норм, на всех этапах создания и модификации промышленного оборудования. Теоретическим и прикладным основам эргономики, содержанию и характеристикам трудовой деятельности человека посвящено большое количество работ. Требования эргономики к организации и проектированию трудовых процессов подразделяются на экономические, психофизиологические, психологические, гигиенические, эстетические, социальные. К экономическим требованиям относятся: повышение технической вооруженности труда наиболее полное использование оборудования и организация рабочего места выбор оптимальной технологии, устранение лишних затрат рабочего времени строгая регламентация темпа и ритма работы. К психофизиологическим - установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека и особенностей рассматриваемого технологического процесса введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физических нагрузок профессиональный отбор. К психологическим - установление соответствия закрепленных и формируемых навыков и возможностей восприятия, памяти и мышления. К антропометрическим и биомеханическим - установление соответствия орудий труда размерам, форме и массе тела человека, силе и направлению движений. К гигиеническим - обеспечение оптимальных метеорологических условий, оптимального физико-химического состава воздушной среды, освещенности, уровней шума и вибраций в пределах требований ГОСТов, ССБТ и т.д. К эстетическим - определение соответствия эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды. К социальным - повышение профессиональной подготовки, содержательности труда, творческой активности трудящихся, совершенствование кооперации труда, повышение эффективности управления производственными процессами и др. На практике, при проектировании и модернизации промышленного оборудования, приспособлений, конвейеров, средств механизации и автоматизации, при установке оборудования, когда определяются размеры свободного пространства, проходов, проездов, настилов, лестниц, рабочей мебели и во многих других реальных ситуациях, требующих учета функциональных способностей и возможностей человека-оператора, на помощь специалистам приходят требования и рекомендации, содержащиеся в государственных стандартах ССБТ, СЧМ, отраслевых стандартах охраны труда, отраслевых методических разработках прикладного эргономического характера - руководящих материалах (РМ), базах компьютерных данных и т.д. Не имея возможности привести все эргономические требования, имеющие отношение к обеспечению безопасности труда в машиностроении, остановимся лишь на основных. Решение эргономических вопросов при определении общих размеров зон обслуживания и наладки производственного оборудования, определении размеров опасных зон, требует обращения к стандартам:
При проектировании технологических процессов необходимо обращение к стандарту системы СЧМ ГОСТ 22269-76, который регламентирует требования к взаимному расположению пульта управления, средств отображения информации, органов управления, рабочего сидения, вспомогательного и основного оборудования, организационно-технических средств. Соблюдение указанных требований обеспечивает удобную рабочую позу человека, необходимое пространство для его размещения, возможность обзора рабочего места и производства за его пределами, возможность размещения документации и (при необходимости) ведения записей. При выборе, проектировании или анализе органов управления станками и другим оборудованием - выключателей и переключателей поворотных, клавишных и кнопочных, тумблеров, рычагов, маховиков, педалей - следует обращаться к стандартам СЧМ: ГОСТ 22613-77, ГОСТ 22614-77 ГОСТ 22615-77, ГОСТ 21752-76, ГОСТ 21753-76. При проектировании или установке промышленного робота (ПР), роботизированного комплекса (РТК) или гибкой производственной системы (ГПС) необходимые эргономические требования следует соблюдать согласно ГОСТ 12.2.072-82* ССБТ Роботы промышленные, роботизированные технологические комплексы и участки. Общие требования безопасности. Эргономические требования к визуальным средствам отображения информации: индикаторам, табло, мнемосхемам содержатся в стандартах СЧМ: ГОСТ 21829-76, ГОСТ 21786-76, ГОСТ 22902-78. При организации ручных погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов вручную следует руководствоваться требованиями ГОСТ 12.3.009-76* ССБТ Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности и ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ Процессы перемещения грузов на предприятиях, а при использовании в качестве вспомогательного оборудования различных транспортеров - ГОСТ 12.2.022-80* ССБТ Конвейеры. Общие требования безопасности. Эстетические требованияЭстетические требования направлены на полноту выявления эстетической функции одежды. Ее важность определяется тем, что эстетические свойства являются определяющими для одежды и весьма значимыми для других групп товаров Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет. Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей. Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д. Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми. Для моды как универсального явления характерны определенные черты. Их содержание учитывает ряд особенностей: · престижность. т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием · канон (эталон) красоты. т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку · универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д. · плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей · обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется Мода». Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке. Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы: o особо (принципиально) модные o модные (улучшенные или модифицированные) o морально устаревшие (неизменные). Соотношение между этими группами (в процентах): 16. 68. 16. Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей. Мода как сложное и очень важное в практике торговли явление зависит от многих факторов. Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды: · мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь · развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя. Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение —распространение моды. Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5—7 лет. Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство. С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства. Особенности оценки качества швейных изделийСтраница Эти требования учитываются с учетом взаимодействия элементов системы «человек — одежда — среда»- К ним относятся антропометрические, гигиенические и психофизиологические требования. Антропометрические требования — это соответствие одежды антропометрическим свойствам Человека, приведенным в размероростовочных стандартах, т.е. одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека, обеспечивать благоприятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения движений, предотвращать утомление, быть удобной в эксплуатации (легко одеваться, застегиваться, сниматься). Гигиенические требования заключаются в создании необходимого микроклимата пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав, паровоздухопроницаемость, токсичность.загрязняемость). Гигиенические условия определяются также параметрами одежды.обеспечивающими хорошее самочувствие и работоспособность человека (конструкция изделия. применяемые материалы, структура налета и т.д.). Для выполнения гигиенических требований одежда должна выполнять следующие функции: защищать тело человека от воздействия внешних факторов — охлаждения, перегрева, атмосферных осадков, солнечной радиации, ветра, механических повреждений, вредных производственных факторов создавать условия для жизнедеятельности человека — нормальное тепловое состояние организма, дыхания, кровообращения, выводить продукты обмена веществ (пары, углекислоты, соли), обеспечивать чистоту кожи и под одежного пространства, т.е. исключить проникновение грязи, пыли, микробов. Психофизические требования одежды определяется следующими факторами: эстетичность, хорошая посадка на фигуре, комфортные условия, способствующие повышению работоспособности человека и улучшению его самочувствия. Физиологические требования определяются обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом его силовых и скоростных возможностей. Эти требования определяются также массой одежды, ее жесткостью и трением между слоями одежды и кожей. Одежда, удовлетворяющая гигиеническим и антропометрическим требованиям, одновременно удовлетворяет и физиологические потребности человека, т.е. психофизиологические требования обусловлены взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей. Эти требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам расположение карманов, застежек). Удовлетворение психофизиологических требований особенно важно для детской, спортивной, специальной одежды. Для изготовления одежды и выбора используются размерные характеристики века. Размерная характеристика является результатом антропологических исследований. Основной прием антропологического исследования — измерение тела человека и его частей (антропометрия). Это обхваты, продольные и поперечные измерения. Обхваты выявляют параметры туловища, шеи, головы и конечностей в различных участках, необходимые для определения ширины изделия в соответствующих участках. Продольные измерения характеризуют ширину тех или иных участков тела и определяют ширину отдельных частей и деталей одежды. Проводят также измерения не по поверхности тела, а расстояния между двумя точками тела в проекции на вертикальную (высоты) или горизонтальную (диаметра и глубины) плоскости. Эти измерения определяют внешнюю форму тела человека, зависящую от размеров мускулатуры и жировых отложений. Осанка обусловлена главным образом формой позвоночника. Различают основные типы осанки — сутулая, нормальная, перегибистая, которые определяются формой изгибов позвоночника, степенью выступания лопаток, развитием мускулатуры и жировых отложений в области шеи. спины, ягодиц. При производстве одежды в качестве показателя осанки измеряют наклон плеч, определяющий форму фигуры (низкоплечая, нормальная, высокоплечая). В качестве ведущих размерных признаков при производстве одежды (выборка, маркировка), отвечающей необходимым требованиям, приняты размер, рост, полнота фигуры (определяется величиной обхвата груди в сантиметрах). Стандартами принята следующая классификация типовых фигур по размерам: мужчины: 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128 женщины: 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136. Размер обхвата одежды определяется половиной величины обхвата груди типовой фигуры: 44-46-48-50-52, и т.д. Рост — длина тела человека в сантиметрах. Классификация типовых структур по ростам в соответствии со стандартами: мужчины: 158-164-170-176-182-188 женщины: 146-152-158-164-170-176. Вышеприведенные признаки — обхват груди и рост, наиболее полно характеризуют форму тела человека, так как ориентированы в разных плоскостях. Полнота — это основная характеристика, определяющая тип телосложения и возрастную изменчивость взрослого человека. Основные показатели полноты: обхват талии у мужчин и обхват бедер с учетом выступания живота у женщин. На основании этого выделяют варианты фигур: мужчины: 70-74-78-82-86-90-94-102-106-110-114-118-122-126-130 женщины: 88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136-140-144. Определение размера проводится по обмерным данным, указанным согласно условиям контракта или требованиям нормативных документов, действующих в РФ. Измерения проводят нескладной линейкой (для изделии из синтетических волокон допускается измерение мягким метром) с ценой деления 0,1 см. Эстетические свойства одеждыЭстетические требования к одежде — это соответствие современным требованиям человека, выраженным в эстетических вкусах, сложившемся направлении в моде. Эстетически эта оценка одежды выявляется при сопоставлении ее с идеалом, т.е. представлении человека о прекрасном. Это складывается под влиянием следующих факторов: уровня жизни, климатических, национальных, индивидуальных особенностей человека (возраст, образ жизни, работа, место жительства). Понятие «прекрасное» — выражение эстетического отношения человека к действительности — означает не только форму, но и полезность, истинность, нравственность. Понятие «эстетическое» — это эмоциональное восприятие действительности. Эстетические свойства одежды характеризуют не только ее художественную сторону (красоту), но и основную функцию одежды (утилитарные свойства). Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие, которое одежда оказывает на человека, достигается благодаря геометрической форме, размеру, массе, цвету, свойствам материалов, а также свойствам, характеризующим внутреннее строение, содержание и назначение. Форму одежды подразделяют условно на функциональную, конструктивную, эстетическую. Функциональная форма одежды определяется назначением одежды. Конструкционная форма одежды характеризуется строением одежды, объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Перейти на страницу номер: Источники:
| |
Просмотров: 450 | |
Всего комментариев: 0 | |